0
  Вход
ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧАЯ – ДРЕВНЕЙШЕГО НАПИТКА

ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧАЯ – ДРЕВНЕЙШЕГО НАПИТКА

ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧАЯ – ДРЕВНЕЙШЕГО НАПИТКА

Не будет преувеличением назвать чай одним из самых древних напитков, который врачует и радует людей уже несколько тысячелетий. С чаем может соперничать разве столь же древний напиток фараонов» — каркадэ, который представляет собой настой чашечек цветков гибискуса(суданской розы). История того и другого напитка насчитывает около 5 тыс. лет. Однако «напиток фараонов» со всеми его прекрасными качествами все же нельзя поставить вровень с чаем по богатству благотворных и вкусовых свойств.

Согласно одной из многих легенд, чудесные свойства чайного напитка обнаружил китайский император Шен Нанг, тонкий знаток природы, который правил в 2737—2697 гг. до н. э. Во время походов для него всегда кипятили на костре воду, и однажды в котел с водой случайно попали занесенные ветром листики чайного дерева, возле которого был разведен огонь. Император высоко оценил необычный аромат и вкус этой воды, распорядился готовить ему такой напиток и впредь, а в дальнейшем повелел культивировать чайное дерево.

В других легендах пристрастие к чайному напитку связывают с буддийскими монахами Древней Индии, которые так же случайно обнаружили, что настой чайного листа помогает сохранять ясность ума и бодрость во время долгих молений. Открытие чудесных свойств чая приписывают и древним пастухам, которые заметили, какими бодрыми становились козы и овцы, пожевавшие листы чайного куста.

Так или иначе, вся древняя история чая связана с Китаем и буддийскими монахами. Особая роль в ней принадлежит китайским императорам, которые патронировапи чайное производство, сами исследовали и испытывали все свойства чая, доводили до совершенства способы его приготовления и получения наибольшего наслаждения от чайного напитка.

Иероглиф чая

Иероглиф чая

В III в. н. э. решением императора Ханьской династии было введено единое название этого национального напитка, как «ча», а в VIII в. для чая был установлен собственный иероглиф. Императоры Китая и их приближенные слагали стихи о чае, посвящали ему целые трактаты.Императоры и буддийские монахи создали первые рецепты приготовления чая, сопроводив их утонченным описанием всего ритуала чаепития.

Храня чай как национальное достояние, императоры Поднебесной в течение столетий с крайним нежеланием соглашались на то, чтобы чайные короба попадали в руки иноземцев. А когда соглашались, то меняли чай не иначе как на драгоценности и серебро, на меха сибирского соболя или куницы либо на лихих монгольских скакунов для императорской конницы.

Сам «секрет чая» хранился в Китае под угрозой смертной казни, дабы никакой другой народ не мог производить его. Хотя, нужно отметить, странствовавшие буддийские монахи уже в VII—VIII вв. н. э. научились выращивать чай и создали культ чая в соседних странах — Корее и Японии.

Правление династии Тан (618-907 гг.), ознаменовавшееся расцветом чайного производства, а затем и столь же пристрастной к чаю династии Сун (960-1279 гг.) прерывалось татаро-монгольским вторжением, в результате чего чай прочно вошел в быт монголов и других народов Центральной Азии.

В середине XVII в. россияне при царе Алексее Михайловиче наладили в районе Кяхты обмен дорогих мехов на короба с китайским чаем, который затем долгим «караванным» путем на верблюдах и лошадях доставлялся в Москву. В те же годы португальцы, голландцы, а затем и англичане начали завозить на своих парусниках чай в Западную Европу, закупая его в Японии и Китае. В XVIII в. чай вошел в быт жителей Северной Америки.

При всем этом свойства чая и способы его приготовления на протяжении многих лет были мало известны чужеземцам, к которым китайцы питали открытую враждебность. Употребляя чай в течение многих столетий, китайцы первыми досконально изучили все его благотворные и во многом целебные силы, по достоинству оценили великолепные вкусовые свойства, доведя
до совершенства искусство наслаждения чайным напитком.

Первая обстоятельная книга о чае «Ча Чинг» была написана в VIII в., во времена Танской династии, большим его знатоком Лy Ю, который воспитывался в буддийском монастыре «Облако дракона». Он давал подробные рекомендации, как выращивать и производить чай, как готовить чайный напиток и какую посуду пользовать для этого, как сервировать стол для чайных
церемоний и многое другое.

Это была первая в своем роде энциклопедия чая. Лy Ю подробнейше описывал внешний вид чайного листа и все его качества, используя такие образы, как: «…он должен скручиваться, подобно подбородку быка, мяться, как кожаный сапог татарского наездника, раскрываться, как туман, поднимающийся над ущельем, и смягчаться так нежно, как смягчается пыль, прибиваемая к земле дождем».

К тому времени китайцы были не только хорошо знакомы с уникальными способностями чая отгонять сон во время долгих молений, снимать тяжесть в желудке после обильной пищи или прояснять голову с похмелья, но и эстетически познали всю прелесть умело приготовленного чайного напитка, его неповторимый аромат и богатые вкусовые оттенки.

Лу Ю в своих наблюдениях указывал горные районы к юго-востоку от Пекина, где может произрастать лучший чай, советовал, как собирать и обрабатывать чайный лист, как сохранять все качества готового чая. Каждой весной отборный чай первого сбора незамедлительно посылался в императорский дворец. В конечном итоге император ввел постоянную «чайную дань»,
которая со временем стала для него важным источником дохода.

В те времена собранный чайный лист подвяливали на солнце, затем высушивали на сковородах над огнем, измельчали в порошок и превращали в пасту, из которой лепили маленькие лепешечки. Именно эти лепешечки, упакованные в специальные короба («катти»), везли императору. Только для императора готовили особенный чай первого весеннего сбора из одних верхушечек чайных побегов (ныне их называют английским словом «типе»), которые всего лишь подвяливали и сушили, чтобы они могли донести до стола свою первозданную свежесть.

Позже стали производить прессованный в плитки чай, а также рассыпной чай. Все это был зеленый чай. Готовя чайный товар для европейцев, китайцы стали производить также черный чай.Возник и некий «гибрид » — красный чай. Все это положило основу для разделения чайной продукции на четыре основных типа.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 
%d такие блоггеры, как: