Три династии, три эпохи чая | Интернет-магазин "Золотая чашка"

Три династии, три эпохи чая

Три династии, три эпохи чая

Блистательная и благополучная эпоха династии Тан (с 618 по 907 год нашей эры) стала апогеем китайского феодального общества. В этот период искусство чая развивается наравне с живописью, каллиграфией и поэзией.

Мощное экономическое развитие, более богатая социальная жизнь и увеличение культурного обмена создали благоприятные условия для всплеска чайной культуры. С этого момента чайных плантаций становится все больше и больше, а искусство выращивания чая и техники обработки листьев обретают форму.

Во времена этой династии можно наблюдать настоящую демократизацию чая. В то время как у дворянства, знати, представителей ученых кругов и монахов было принято встречать чаем гостей, народ превратил эту привилегию в развлечение. Этот обычай распространяется во всех классах общества. Среди поэтов, художников и философов чай становится любимым напитком, менее дорогим и более стимулирующим, чем алкоголь. Для кочевников, чье питание было бедно витаминами, чай также становится основным напитком. Поэзия, гончарное дело и живопись тоже способствуют расцвету чая как истинного искусства.

Надо отметить, что во времена династии Тан чай еще не готовили так, как это делают сегодня. В те времена его спрессовывали в форме брусков, а потом разрыхляли и крошили в ступке. Полученный таким образом порошок смешивали с подсоленной водой, а иногда и с имбирем, луком, апельсиновой кожурой и рисом, а потом кипятили. Полученный отвар, который пили из небольших деревянных пиал, скорее походил на суп, чем на настой. Лу Ю, внесший большой вклад в распространение идеи о том, что чай надо пить без добавления каких-либо продуктов питания, писал, что «подобное пойло нисколько не лучше, чем помои водосточных труб и канав». При династии Тан чай спрессовывали в бруски еще и для облегчения транспортировки. Ведь с юга Китая до Тибета чай преодолевал 1500 километров, и перевозить на ослах килограммы чая в виде листьев было бы довольно сложно.

В этот период популярность чая начинала распространяться и за пределами Китая. Соблазнившись его вкусом и свойствами, такие соседние страны, как Корея и Монголия, а также многие кочевые народы стали его крупными потребителями. Когда при дворе поняли, что торговля чаем может повысить доходы казны, то из него тут же сделали ценнейшую разменную монету. Было даже создано министерство чая и лошадей, для того чтобы китайцы могли обменивать свои чайные бруски на лошадей монголов, что, кстати говоря, позволило им создать свою кавалерию.

В период правления династии Сун (с 960 по 1279 год) значительные перемены происходят как в производстве чая, так и в манере его употребления: наступает эпоха молотого чая. Сухие листья смалывают с помощью жерновов в тонкий порошок, который затем взбивают в мисках бамбуковыми венчиками до получения «нефритовой пены». Японцы, узнавшие чай благодаря буддистским монахам, до сих пор используют этот метод во время тя но ю — чайной церемонии.

В народе использование чая упрощается. Он становится более популярным, потому что для его производства и приготовления отныне требуется меньше времени. Появляется ценный «императорский» сбор (предназначенный для императоров), в который входит только почка и верхний лист первой весенней уборки урожая. Используется более роскошная посуда. Плоские широкие керамические пиалы, покрытые темной глазурью, чтобы лучше оттенять нефритовый зеленый цвет чая, потихоньку приходят на смену деревянным.

К сожалению, конец XIII века был омрачен захватом Китая монгольскими войсками, замедлившим распространение чая. Только с приходом культурного возрождения династии Мин (с 1368 по 1644 год), примерно столетие спустя, чайная культура снова набирает обороты. Именно при этой династии чай начинают заваривать, как мы это делаем и сегодня: добавляя едва закипающую воду к сухим листьям. Это начало эпохи заваренного чая. Большинство предметов, которые мы используем для заваривания чая в наши дни (чайвань, чайники, чашки), были изобретены в то время.

Правление династии Цин (с 1644 по 1914 год) стало еще одной важной эпохой для Китая. В это время многие чаи получили престижные названия. Это касается, в частности, знаменитых Би До Чунь (В/ Luo Chun, «Изумрудные спирали весны») и Лунцзин (Long Jing, «Колодец дракона»), названных так императором Цьяньлуном. В тот период китайцы потеряли абсолютную монополию на торговлю чаем. Высокий спрос Европы способствовал развитию эксплуатации чая в Азии, Индии, Африке и Шри-Ланке. Раскрыв секреты чая , британцы больше не нуждались в китайцах для снабжения чаем.

В XX веке, пережив окончание императорского режима, японского завоевания, гражданскую войну и коммунистическую революцию 1949 года, Китай претерпевает значительные изменения обычаев и нравов. Такие лозунги «культурной революции» (1966-1976 годы), как «Забудем прошлое, вперед в будущее!», оказывают пагубное влияние на мир чая. Большинство чайных домов закрывается. Производителей чая, носителей долгих семейных традиций, назначают на другие работы, часто в других провинциях. Этот век становится свидетелем развития интенсивного хозяйства чая и индустриализации техник обработки. На китайском рынке появляются холодный чай в бутылках и чай в пакетиках.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Тэги

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
верх